Графика: быстрая, медленная и интегрированная. Игры разума. Разбираемся с Intel HD graphics. И играем? Хорошая ли карта intel hd graphics 4000

  • Разработка игр
  • Напоследок, выборка из общей таблицы результатов синтетических тестов, сделанная для разных Intel GPU. Обратите внимание на изменение позиции в рейтинге прозводительности карт:

    Вывод notebookcheck: «В целом, мы впечатлены новым графическим ядром Intel. Производительность по сравнению с HD 3000 улучшилась на 30%. Эта разница может быть даже больше - до 40%, если GPU спарено с мощным четырехядерным Ivy Bridge CPU, например, i7-3610QM.

    Так что же делать, если ваша любимая игра на Intel HD не работает должным образом? Советы, даваемые www.intel.com/support/graphics/sb/cs-010486.htm , на первый взгляд выглядят Капитаном Очевидность: поменять настройки игры, проверить наличие новых патчей к игре, установить свежий драйвер Intel. Но на деле эти советы работают. Инженеры Intel тесно сотрудничают с разработчиками игр, в том числе и при создании патчей для совместимости с Intel GPU. Также, как заметил notebookcheck, „slowly but surely“ („медленно, но верно“) улучшаются драйвера Intel как по корректности, так и по производительности работы, что приводит к решению проблем с играми.

    На этом месте пост для простых игроков оканчивается (спасибо за внимание, добро пожаловать в комментарии), и начинаются

    1. Корректно определяйте параметры графической системы и ее возможности - поддержку шейдеров, расширений DX и доступную видеопамять (учтите, что у Intel GPU нет отдельной видеопамяти, она совместно с CPU использует память системную).

    Посмотреть на пример исходного кода и бинарника приложения для корректного и полного определения параметров системы с Intel GPU - GPU Detect можно .
    Кроме того, Microsoft DirectX SDK (июнь 2010) включает пример Video Memory для определения размера доступной видеопамяти. Советуем также поискать в Интернете „Get Video Memory Via WMI“.

    2. Учитывайте возможности Turbo Boost . Благодаря Turbo Boost частота Intel GPU может увеличиваться в два раза, давая существеный прирост производительности. Но только если это позволяет термальное состояние системы. А это происходит по понятным причинам только когда не сильно занят, то есть, не сильно нагрет CPU.

    Вытекающий отсюда совет - как можно реже использовать запрос состояния CPU - GetData(). Учтите, что вызов GetData() в цикле с ожиданием результата - это 100% загрузка CPU. В случае крайней необходимости делайте запросы к CPU в начале отрисовки кадра и загружайте CPU какой-нибудь полезной работой перед получением результатов GetData. В этом случае ожидание CPU будет минимально.

    3. Используйте реализуемое Intel GPU раннее отсечение по Z (Early Z rejection). Эта технология позволяет заранее отбрасывать из дальнейшей обработки, т.е. не выполняя дорогостоящие с точки пиксельные шейдеры, фрагменты, не проходящие тест глубины, - загораживаемые другими объектами.

    Для результативного использования Early Z существуют два метода:
    - сортировка и отрисовка объектов от ближних к дальним по глубине (front to back)
    - предпроход без отрисовки с заполнением буфера глубины и маскированием заведомо невидимых на финальном изображении областей.
    Понятно, что первый способ не подойдет для сцен с (полу)прозрачными объектами, а второй имеет значительные накладные расходы.
    Исходный код примеров использования Early Z можно посмотреть з

    На сегодняшний день модель 4400 является одним из лучших графических ускорителей для создания мультимедийной станции начального уровня или офисного персонального компьютера. Принадлежит данная модель к линейке Intel HD Graphics. Отзывы об этом продукте, его спецификации и возможности будут довольно детально рассмотрены.

    Intel HD Graphics 4000: причины появления

    Intel HD Graphics 4000 был выпущен для снижения стоимости ПК начального уровня. В отзывах о данном устройстве пользователи отмечают крайне низкий уровень производительности. Это интегрированное решение, которое предназначается для реализации более простых задач. В данный список входит воспроизведение видео, офисные приложения и наиболее простые игрушки. В данном случае снижение стоимости достигается за счет того, что отсутствует необходимость в приобретении дискретной видеокарты начального уровня. Если сравнивать данный ускоритель с более ранними интегрированными графическими решениями, то перенос на полупроводниковый кристалл центрального процессорного устройства благоприятно сказывается на уровне быстродействия. При этом компоновка системной платы существенно упрощается. Это существенно уменьшает ее стоимость.

    Intel HD Graphics 4000: сегмент рынка, на который ориентирован данный ускоритель

    Intel HD Graphics 4000 ориентирован на решение наиболее простых задач. Пользователи в своих отзывах подтверждают эту информацию. Данный ускоритель прекрасно справляется с офисными приложениями типа Excel иWord. Адаптер также позволяет выводить изображение на телевизор или монитор в качестве HD. Также на нем пойдут самые простые компьютерные игры. К этому списку также можно отнести устаревшие приложения данного плана. Так, например, HeroesIII в любой версии точно будет работать. Для более требовательных компьютерных игр нужно будет покупать дискретный графический адаптер.

    Intel HD Graphics 4000: процессоры с таким ускорителем

    Видеокарта Intel HD Graphics 4000 входила в состав ЦПУ Corei3 четвертого поколения. Данные чипы принадлежали к средней ценовой категории. Они включали в себя два ядра, а данные могли обрабатывать в четырех программных потоках.

    Intel HD Graphics 4000: режим работы

    Intel HD Graphics 4000 поддерживает внушительный список режимов вывода изображения. В своих отзывах владельцы устройства указывают на то, что в данном списке присутствуют все существующие на сегодняшний день разрешения мониторов. Ускоритель может работать в режимах с меньшим разрешением, но при этом частота все равно будет ограничена значением в 60 Гц. Для комфортной работы этого будет вполне достаточно.

    Intel HD Graphics 4000: технические спецификации

    Для модели Intel HD Graphics 4000 тактовые частоты ограничены значениями 350 МГц и 1,1 ГГц. По отзывам пользователей можно сделать вывод, что устройство отличается низким уровнем энергопотребления. Видеочип в зависимости от нагрузки может динамически менять свою тактовую частоту. Данный показатель также оказывает влияние на степень нагрева полупроводникового кристалла. Чем выше температура, тем ниже частота, а значит, тем меньше быстродействие графической системы. В данном случае сам кристалл изготавливается по нормам 22 нм технологического процесса. Максимальное число подключаемых мониторов в данном случае равняется трем.

    Intel HD Graphics 4000: память

    Все видеокарты серии Intel HD Graphics заточены под оперативную память, которая соответствует спецификациям стандарта DDR3. Владельцы устройства в своих отзывах указывают на то, что для нужд ускорителя выделяется часть установленной в компьютерной системе оперативной памяти. Для героя данного обзора максимальный объем оперативной памяти составляет 2 Гб. Необходимо отдельно отметить, что частоты модулей обычной ОЗУ ниже, чем те, которые используются в дискретных видеокартах. В результате любой ускоритель по производительности будет проигрывать внешнему. Это без учета частотных формул самого чипа и некоторых архитектурных особенностей.

    Intel HD Graphics 4000: драйвера

    Невозможно будет раскрыть полный потенциал любого ускорителя IntelHDGraphics без специально установленных драйверов. Отзывы пользователей о видеокарте указывают на то, что без установки драйверов она превращается в стандартную карту VGA с разрешением 1024×768 в лучшем случае. В случае установки операционной системы обязательно нужно будет установить специальные драйвера видеоускорителя в панели управления. В этом случае картинка будет выводиться на экран монитора с разрешением до 4096×2304.

    Intel HD Graphics 4000: увеличение производительности и разгон

    У данной модели видеокарты присутствует возможность разгона. Однако данная манипуляция в лучшем случае позволить добиться дополнительных 5% производительности. Компьютер при этом все равно будет относиться к решениям начального уровня. В такой ситуации требования к комплектации персонального компьютера существенно возрастают. В данном случае потребуется блок питания с запасом мощности, улучшенная система охлаждения кристалла и продвинутая материнская плата.

    Intel HD Graphics 4000: конкурирующие решения

    Intel HD Graphics 4000 был признан наиболее производительным графическим ускорителем предыдущего поколения. Данный ускоритель входил в состав чипов на основе архитектуры Core третьего поколения. Он обладал улучшенной частотной формулой. Данное графическое решение могло функционировать в диапазоне частот 650 МГц-1,15 ГГц. Частотным диапазоном Intel HD Graphics 4400 в свою очередь является – 350МГц – 1,1 ГГц. В своих отзывах пользователи подчеркивают более высокий уровень производительности последнего решения. В этом случае ответ заключается в большом количестве исполнительных блоков. Ускоритель Intel HD Graphics 4600 обеспечивал чуть больший уровень быстродействия. Данные видеокарты имеют идентичную частотную формулу, однако большее количество блоков обработки информации обеспечивает большую производительность.

    Intel HD Graphics 4000: отзывы

    Герой нашего сегодняшнего обзора имеет уровень быстродействия ниже, чем у того же Intel HD Graphics 4600. В свою очередь отзывы владельцев указывают на то, что в плане производительности разница между интегрированными решениями не столь ощутима. Для задач, на решение которых ориентировано данное решение, уровня быстродействия вполне достаточно. Если необходимо запустить более требовательные приложения, то вам не обойтись без использования полноценной дискретной видеокарты.

    Заключение

    Модель Intel HD Graphics 4000 можно по праву назвать одним из самых лучших интегрированных графических ускорителей. В отзывах пользователей можно найти мнение о том, что данная модель имеет высокий уровень энергоэффективности и неплохое быстродействие при решении простых задач. А вот для чего-то большего возможностей данного продукта будет не достаточно. Для этого он не предназначен. Сегодня уже появились чипы шестого поколения на основе архитектуры Coreс более быстрыми интегрированными видеоускорителями. Однако даже их возможностей будет маловато. Для нормального запуска Photoshop и компьютерных игр вам придется докупать внешний ускоритель. В остальных случаях разница между интегрированными продуктами не столь ощутима.

    Часть 18: Intel HD Graphics 4000 в разном окружении и влияние последнего на производительность первого

    Процессоры на базе микроархитектуры Ivy Bridge появились еще год назад, так что все, кто хоть немного следит за этой темой, знают: как называется старшее видеоядро, встроенное в настольные Core i7. Правильно - Intel HD Graphics 4000. А если спуститься чуть ниже в табели о рангах где-то так до уровня Core i3, то что мы там найдем? В большинстве моделей Intel HD Graphics 2500, но вот в i3-3225 и недавно анонсированном 3245 - все тот же HDG 4000. В ноутбучных же моделях - тоже он, причем во всех поголовно (за исключением Celeron и Pentium, считающихся отдельно от категорий Core): от экстремального i7-3940XM (четыре ядра с частотой до 3,9 ГГц, TDP 55 Вт), до планшетного i3-3229Y (два ядра с частотой 1,4 ГГц, TDP 13 Вт). Но одинаковое ли это видеоядро? В случае дискретных видеокарт вопрос бы лишен смысла: таковую можно установить в компьютер с любым процессором (по крайней мере, теоретически). С интегрированным же решением все сложнее. Во-первых, даже при беглом взгляде заметна разница в максимальной частоте работы GPU, причем диапазон крайне широк - от 850 МГц (как раз i3-3229Y) до 1,35 ГГц (i7-3940XM), т. е. различается более чем в полтора раза. Во-вторых, речь идет не о каких-то фиксированных частотах - еще в первом поколении Core GPU мобильных процессоров начали использовать технологию Turbo Boost, причем она же применяется и для процессорных ядер. К чему это приводит? Частота и тех, и других меняется динамически, причем зависит как от нагрузки на CPU и GPU, так и от того, в какой теплопакет в конечном итоге нужно «уложиться». В общем, заранее все непредсказуемо, но бытует предположение, что мобильная графика, пусть и называется так же, как настольная, но работает медленнее.

    Одной лишь частотой GPU разнобой в конечных системах не ограничивается. Даже на рынке дискретных видеокарт начального уровня их конечные характеристики отданы на откуп производителям, и разработчиком самого видеопроцессора никак не контролируются. Расхождение с официальными ТТХ может быть приличным, что мы недавно наблюдали : четыре(!) из пяти видеокарт Palit несколько (это мягко говоря) отличались от того, что было задумано NVIDIA. Причем несложно заметить, что основные отличия касались даже не частот чипа, а системы памяти. Однако такое вполне возможно и в случае интегрированной графики, тем более что в данном случае память редко бывает распаянной на плате. Соответственно, возможны варианты. Например, «официальная» DDR3-1600 или более медленная DDR-1333 - какие модули производитель (или пользователь) решит использовать, такие и будут. Но это, по крайней мере, как-то поддается ручной настройке, а вот если производитель решит установить всего один слот SO-DIMM (чаще всего таким «грешат» недорогие модели ультрабуков, однако не только они), получим совсем другой уровень производительности графического ядра, несмотря на то, что в характеристиках компьютера все равно будет указано «Intel HD Graphics 4000».

    Можно ли протестировать все варианты и дать однозначный ответ: что каждый из них собой представляет? Можно, но сложно - количество возможных конфигураций конечно, но велико. Да и не слишком интересно этим заниматься: давно известно, что HDG 4000 даже в «лучшем виде» не является полноценным игровым решением, а вот для решения большинства прочих задач, как правило, достаточно и более старых и слабых GPU - вплоть до HD Graphics процессоров Celeron на ядре Sandy Bridge. C другой стороны, можно попробовать оценить примерный диапазон, куда должно попадать большинство решений - это уже не так сложно. Да и в процессе самых разных тестирований нами некоторый набор полезной информации накоплен. Во всяком случае, получилось так, что за последнее время с использованием одной и той же версии драйверов (что в этом случае актуально) нами было протестировано для разных целей пять различных конфигураций компьютеров, имеющих как раз искомую графическую подсистему. Таким образом, в данной статье мы просто соберем результаты вместе и попробуем оценить влияние разных факторов на производительность графического ядра Intel HD Graphics 4000.

    Конфигурация тестовых стендов

    Диапазон потенциально-возможных тактовых частот мы уже указали выше - от 850 МГц в процессорах Y-серии до 1350 МГц в Core i7 Extreme Mobile. Таким образом, наиболее правильным с точки зрения теории подходом было бы взять две системы: на Core i3-3229Y (ниже некуда) и Core i7-3940XM (выше не бывает) и протестировать их с разными конфигурациями памяти - как минимум, один и два канала, а как максимум еще и с разными частотами. Что на практике неосуществимо. Во-первых, найти что-нибудь на Y-процессоре все еще сложно: такие модели появились совсем недавно, так что большинство планшетов в торговых сетях комплектуются более привычными U или даже М Core. Во-вторых, в поисках большого смысла все равно нет: конструкция планшета не предполагает под собой гибкого конфигурирования системы памяти - здесь как раз можно и «нарваться» на распаянные на плате модули памяти и/или неустранимую одноканальность. В-третьих, и на верхнем крае не все гладко - топовые ноутбуки описанных выше проблем лишены, однако процессоры семейств что ХМ, что QM (где максимальная частота графики составляет 1,3 ГГц) как правило, встречаются в продаже исключительно в паре с дискретными видеокартами, которые еще и не всегда можно отключить. C другой стороны, это приводит и к тому, что крайние варианты тестировать просто не нужно - раз вероятность встречи с ними на практике нулевая или (в случае Y) все равно никаких возможностей выбора нет.

    Процессор Core i3-3217U Core i5-3317U Core i7-3517U Core i7-3770S Core i7-3770K Core i5-3570S
    Название ядра Ivy Bridge DC Ivy Bridge DC Ivy Bridge DC Ivy Bridge QC Ivy Bridge QC Ivy Bridge QC
    Кол-во ядер/потоков вычисления 2/4 2/4 2/4 4/8 4/8 4/4
    Частота ядра (std/max), ГГц 1,8 1,7/2,6 1,9/3,0 3,1/3,9 3,5/3,9 3,1/3,8
    Кэш L3, МиБ 3 3 4 8 8 6
    Оперативная память 2×DDR3-1333 1×DDR3-1333 2×DDR3-1600 2×DDR3-1333 2×DDR3-1600 2×DDR3-1333
    Частота видео (std/max), МГц 350/1050 350/1050 350/1150 650/1150 650/1150 650/1150
    TDP, Вт 17 17 17 65 77 65

    А вот диапазон 1,05-1,15 ГГц, напротив, крайне интересен тем, что в него укладывается большинство возможных вариантов. Несложно заметить, что три из пяти конфигураций нами уже тестировались - сегодня просто относящиеся к видео результаты будут «развернуты». И дополнены еще двумя реализациями - в процессорах Core i7-3770S и i7-3770K. Тактовая частота видеоядра - типичные для многих Core i7 1,15 ГГц, но две разные частоты памяти. Плюс огромный разброс в плане процессорной производительности - посмотрим: как может на результаты графики повлиять она. И для сравнения мы добавили результаты одного процессора с HDG 2500, но мощной процессорной частью - вдруг окажется, что ультрамобильные решения, несмотря на топовую (формально) графику все равно существенно медленнее. При равенстве-то процессорной части такого, разумеется, не наблюдается , а вот при такой разнице - все может быть.

    И немаловажным моментом является разный уровень TDP тестируемых процессоров, благо пять из шести поддерживают технологию Turbo Boost для процессорных ядер и все - для GPU. Почему это важно? Можно вспомнить, что в наших тестах энергопотребления подача нагрузки на GPU увеличивала его для Core i7-3770K на 17 Вт. Естественно, многое зависит от конкретного экземпляра процессора, тем более, что разные серии подвергаются по этому параметру отбору разной степени жесткости - там же мы видели и 20 Вт от HDG 2500 в бюджетном i5-3450. Но сам по себе порядок величины понятен и, в общем-то, не мал - двухъядерные процессоры U-серии ограничены теми же 17 Вт на весь процессор . Да и 12 Вт официальной разницы между 3770S и 3770К тоже обязаны сказаться на работе Turbo Boost при использовании процессора «целиком», а, значит, и на производительности.

    Aliens vs. Predator

    Как мы уже не раз писали, никакая интегрированная графика эту игру в таком режиме не вытягивает, так что получаем чистый стресс-тест видеоядра, работающего на пределе своих возможностей. Причем ограничителем этих возможностей может оказаться все, что угодно: очень показательно равенство результатов Core i3-3217U и i7-3517U - несмотря на потенциальные отличия, обе модели «уперлись» в равное TDP. Но хорошо прослеживаются два качественных эффекта - во-первых, одноканальная память даже для процессоров U-семейства смерти подобна (что это верно для топовых моделей, мы уже убеждались ранее), а во-вторых, даже в таком режиме HDG 4000 все равно быстрее, чем 2500.

    В низкокачественном режиме можно уже даже попробовать и поиграть, причем на любом из испытуемых. Но по-разному: низкочастотный двухъядерный процессор с одноканальной DDR3-1333, но с HDG 4000, как оказалось, подходит для этого практически в той же степени, что и одна из старших настольных моделей с HDG 2500! Несмотря на то, что в таком режиме и процессору находится работа - недаром на первых местах два четырехъядерных Core i7. Вот между ними разница уже относительно невелика, несмотря на то, что одна модель - вообще топовая и работающая с более быстрой памятью, а вторая - энергоэффективная. 3217U и 3517U намного медленнее, хотя и в их случае некоторый запас производительности, способный позволить чуть-чуть улучшить качество картинки, есть.

    Batman: Arkham Asylum GOTY Edition

    Относительно старый и «легкий» графический движок «нагружает» GPU в меньшей степени, зато имеет повышенные требования к процессорной составляющей благодаря хорошей многопоточной оптимизации. В результате настольные Core i7 уже «вытягивают» качественный режим, а ультрамобильные процессоры лишь близки к этому уровню. Но очень близки, так что при небольшом снижении качества могут выйти и на «играбельный» уровень. Если, конечно, не «зажимать» систему памяти - в одноканальном режиме HDG 4000 низводится почти до уровня 2500. Но, кстати, не ниже - i5-3570S обогнал i5-3317U только за счет «полноценных» четырех ядер на более высокой тактовой частоте и вдвое большего объема кэш-памяти третьего уровня.

    При минимальном качестве все превращается в соревнование процессоров. Что тут стоит отметить, так это то, что подобные настройки, как видим, до сих пор нельзя назвать совсем уж неактуальными - это для топовых процессоров с интегрированной графикой частота кадров начинает «зашкаливать» за порог достаточности, но ведь тестировать приходится не только их. На моделях для неттопов и ультрабуков же FPS высокий, однако не сказать, чтоб «избыточный».

    Crysis: Warhead x64

    Очередной стресс-тест, где хорошо заметна, во-первых, полная некомпетентность что систем с одноканальной памятью, что HDG 2500, а во-вторых, что процессорная составляющая даже в таких условиях все равно имеет значение, сказываясь на итоговой производительности. С другой стороны, в первую очередь, все же, GPU, а потом все остальное.

    В том числе - и в потенциально пригодных для практического использования (если, конечно, кому-то составляет удовольствие любоваться на такую картинку) видеорежимах. Во всяком случае, Core i7-3517U таки сумел обогнать Core i5-3570S благодаря преимуществу в графической составляющей, несмотря на принципиально-разную процессорную.

    F1 2010

    Как мы уже не раз писали, одинаковая частота кадров в этой игре не значит ничего, если она равна 12,5 FPS - особенности игрового движка, пытающегося удерживать ее на таком уровне, отбрасыванием несущественного (по его мнению).

    В низком качестве уже иногда можно поиграть на HDG 4000, однако, как видим, для этого нужен как минимум Core i7-3517U (в своем классе далеко не худший, мягко выражаясь, и не дешевый), причем снабженный двухканальной памятью с частотой 1600 МГц. Невыполнение любого из этих условий чревато последствиями. Превышение - изменит картину в меньшей степени, чем размер превышения:)

    Far Cry 2

    Быстродействия HDG 4000 по-прежнему не хватает и на эту старую игру (что давно не новость), но в меньшей степени, нежели для Crysis или AvP, конечно. Немудрено, что производительность старшего и младшего из протестированных процессоров различается в полтора раза. С другой стороны, с точки зрения житейской мудрости мы бы не удивились и большей разнице - все-таки слишком сильно различаются CPU-части. Можно даже сказать, принципиально и по всем параметрам.

    А в режиме минимального качества как раз она выходит на передний план. И самым любопытным результатом является то, что Core i3-3217U даже в этом случае не смог дотянуться до порога комфортности. Т. е. эта игра почти пятилетней давности до сих пор ни в коем виде не поддается не только Atom или Brazos, но и вообще очень многим платформам повышенной экономичности. И неважно - с интегрированным ли видео или с любой дискреткой: недостаточно производительности и самой процессорной части. Так что прогресс - прогрессом, а определенный минимум системных требований обеспечивать нужно. С чем, как видим, и старшие CULV-процессоры справляются без особого запаса прочности, а младшие - не справляются вообще (интересно будет посмотреть, как с этим дела обстоят у Kabini и младших Haswell). В общем, «свеженький» планшет или бюджетный ультрабук вовсе не обязательно позволит играть даже в очень старые игры и даже «на минималке».

    Metro 2033

    Возвращаемся к истокам в виде первой диаграммы - понятно, что ни одного из испытуемых не достаточно для качественного режима этой игры, причем принципиально недостаточно. Но влияние ТТХ на производительность видно очень хорошо, так что мы не будем расписывать все подробно - несложно сделать все выводы и самостоятельно.

    Метро 2033 появилась на полтора года позже, чем FC2, так что и минимальные требования к оборудованию у игры выше. Справедливости ради - и сам по себе режим «плинтусного» качества имеет куда более высокое качество:) Минимум для него - Core i3-3225, т. е. чтобы хоть как-то поиграть в эту игру, нам нужен процессор с частотой выше 3 ГГц и HDG 4000, причем оба условия являются существенными. HDG 2500 игру «не вытянет» даже с такими настройками, независимо от процессора. А слабенькие модели с любой графикой с ней не справятся именно потому, что слабенькие.

    О последнем советуем задуматься многим покупателям ноутбуков;) Во-первых, в свете данных тенденций несколько странно начинают выглядеть попытки некоторых производителей комплектовать свою продукцию на CULV-процессорах дискретными видеокартами. В частности, нам встречались модели на Core i3-3217U в паре с GeForce GT 740M. Последняя видеокарта - очередной пример переименований и оптимизаций, поскольку представляет собой практически все тот же давно знакомый многим 640М, но с немного увеличенными частотами. Не бог весть что, конечно, но потенциально в пару раз быстрее, нежели тот же HDG 4000. Однако, как видим, «процессоронезависимость» игр имеет свой предел, особенно когда речь идет о более-менее современных проектах, т. е. вот для Metro 2033 уже мало низковольтных двухъядерных моделей. Таким образом, конфигурация, подобная указанной, позволит пользователю, разве что, увеличить качество картинки в старых играх, но не поиграть (хоть как-то) в новые - согласитесь, это не то достижение, ради которого есть смысл платить за дискретную графику.

    Вторая проблема - из той же области: компания AMD не устает повторять что, хоть у ее APU и ниже производительность процессорной части, зато графика мощнее, чем у Intel. Как видим, всему есть пределы - в том числе, и слабой зависимости результатов от процессора. А тут еще и партнеры масла в огонь подливают, добавляя к какому-нибудь A8-4555M (которому хотя бы встроенный GPU прокормить) дискретную видеокарту на чем-нибудь типа Radeon HD 7550M/8550M. Спору нет - Dual Graphics иногда является единственным способом повысить производительность графической подсистемы, однако это актуально только тогда, когда именно ее не хватает. Как видим, в низкопотребляющем сегменте возможно не только такое.

    Сводные результаты

    Попробуем оценить ситуацию в общем и целом, а также посмотреть не только на игры, для чего воспользуемся диаграммами со средними результатами по группе тестов/приложений (детально с полной методикой тестирования вы можете ознакомиться в отдельной статье). Результаты на диаграммах приведены в баллах, за 100 баллов в данной статье принята производительность Core i3-3217U как самого медленного из протестированной четверки процессоров. Тем, кто интересуется более подробной информацией, опять-таки традиционно предлагается скачать таблицу в формате Microsoft Excel , в которой все результаты приведены как в преобразованном в баллы, так и в «натуральном» виде.

    Итак, начнем с игр. Сразу видно, что одноканальный режим работы памяти мгновенно отбрасывает HDG 4000 на уровень 2500 и прочих подобных решений, так что для практического использования не слишком актуален. В нормальных же условиях разница результатов составляет 33%. С одной стороны - много, с другой - тут все разное. Даже TDP в 4,5 раза отличается. А вот если такой свободы не давать, и память типа DDR3-1333 одинаковую использовать, то и 15% не набирается. Что легко объяснимо - все-таки само по себе видеоядро одинаковое (с поправкой на влияние теплопакета на его реальную тактовую частоту), а с учетом его мощности, тяжелые игровые приложения являются стресс-тестом именно его в первую очередь.

    Но на практике, как мы уже видели, в таковых условиях частота кадров практически повсеместно слишком низка для использования, так что более актуальными являются режимы с сниженным качеством графики. Для очень многих решений - сниженным до минимума: этот режим слишком легкий для топовых решений, но CULV-процессоры даже в нем, как видим, не всегда справляются. И вот тут-то уже зависимость результатов от процессорной части видна невооруженным глазом, так что 33% превращаются в 128% - комментарии излишни. Причем, отметим, «нормальный настольный» процессор с HDG 2500 обходит даже CULV Core i7 (3517U, конечно, младшая модель, однако и старший 3687U отличается только повышенной на 10% максимальной тактовой частотой, чего вполне может и не хватить), однако в полтора раза отстает от «нормального настольного» процессора с HDG 4000.

    Если бы эта нагрузка была многопоточной, скорее всего, получили бы мы разброс результатов как в предыдущем случае, а так «всего» 1,87 раза. Но расклад внутри - иной: разницы между HDG 2500 и 4000 практически нет. Немудрено и что режим работы памяти сказывается, но слабо - более высокая тактовая частота процессора эту разницу с лихвой перекрывает.

    Во времена GMA и первых версий HDG эти результаты тоже зависели от видеоядра, однако теперь, как видим, перестали. Что ж - мы учтем это при разработке следующих версий тестовых методик:)

    Итого

    Итак, как и следовало ожидать, мы подтвердили зависимость производительности интегрированных графических решений от процессоров, в которые они интегрированы. Впрочем, заметим, не всегда такую уж сильную. Как и следовало ожидать, когда нагрузка ложится именно на GPU, большой разброс результатов можно обнаружить лишь при сравнении процессоров с принципиально разным теплопакетом, поскольку он сказывается и на частотах графического ядра. Но подобные режимы гарантированно оказываются слишком «тяжелыми» не только для IGP, но и для младших моделей дискретных видеокарт, так что для того, чтобы поиграть на них на практике (а не просто посмотреть слайд-шоу), приходится снижать качество картинки, т. е. уменьшать нагрузку на GPU и увеличивать - на CPU. Пока последние относятся к одному классу, определяющей продолжает оставаться мощность собственно графического ядра (что мы уже наблюдали на примере настольных решений , где пара высокочастотных ядер и запас по TDP позволяли развернуться тому же HDG 4000 в полную меру своих слабых сил и в паре с отличающимися процессорами), но вот ожидать одного и того же уровня производительности от ультрабучного и настольного процессоров уже не стоит. В принципе, сложно было бы предполагать обратное, однако в точности убедиться в том, что положение дел именно таково, никогда не лишне. Любовь одинаково именовать похожие архитектурно, но разные по производительности решения началась, конечно, не с Intel, однако в большинстве случаев производители все же хоть как-то намекают на наличие разницы. Да вот и сама компания такой же практики придерживается в системе наименования процессоров - давая им непересекающиеся номера и не забывая в конце дописать буковку «М» или «U», иногда резко сказывающуюся и на номере семейства (избитый пример: подавляющее большинство настольных Core i5 относится к четырехъядерным процессорам, но все Core i5-M - лишь двухъядерные). А с графикой даже такой ясности нет: можно судить лишь по косвенным признакам - типа названия процессора, куда она встроена.

    Есть ли надежды на прекращение получающегося бардака в будущем? Может быть, в отдаленном, но точно не в ближайшем поколении процессоров. То есть мы, конечно, не сомневаемся, что Iris 5100 - более производительный GPU, нежели HDG 4600. Однако позволит ли это играть на Core i7-4558U (двухъядерный SoC с TDP 15 Вт) с бо́льшим комфортом, нежели на Core i7-4700HQ, не говоря уже о старшем настольном Core i7-4770K (четырехъядерные процессоры, еще и обгоняющие 4558U по тактовой частоте и менее «зажатые» теплопакетом) - вопрос открытый. А уж полное равенство процессоров с называющимся одинаково интегрированным GPU - тем более сомнительно. Однако в точности разобраться с этими вопросами без непосредственного тестирования невозможно, а это уже тема совсем других тестирований.

    В предыдущей статье мы рассказали вам о новых процессорах из линейки Ivy Bridge, сегодня же коснемся одной из составляющих этих процессоров — встроенной в них графики Intel HD 4000, получившей кодовое имя Carlow.

    Графика, как и ее прежний вариант, Intel HD 3000, обладает четырьмя процессорными ядрами, но у нового варианта также появилась и поддержка DirectX 11. Впрочем, рано радоваться. DirectX 11 можно обнаружить лишь в новейших играх, которые настолько требовательны к ресурсам системы, что наша встроенная видеокарта наверняка останется за бортом их системных требований. И это даже несмотря на то, что по сравнению с графикой в Sandy Bridge, наша 4000 увеличила свою производительность аж втрое (во всяком случае, именно так утверждают в Intel). Да и вообще, изменений в графическом ядре столько, что это явный большой шаг вперед по сравнению с предыдущим вариантов.

    Появилась возможность подключать к графике аж три монитора одновременно (правда, для этого, возможно, понадобится DisplayPort). Если вам по работе нужно открывать множество окон, и все они должны быть у вас перед глазами — то вам эта функция наверняка пригодится. К тому же производительный процессор даст возможность запускать требовательные графические программы, если вы дизайнер. Вообще здесь вырисовывается достаточно радужная перспектива в плане использования ноутбука или ультрабука на Ivy Bridge. Когда вам нужна мобильность — вы берете его и идете туда, куда вам нужно. Когда же вам нужно поработать на стационарном месте — вы подключаете к мобильному компьютеру большой монитор (или даже несколько) и работаете.

    Базовая тактовая частота данной графики может увеличиваться, так как в процессорный чип встроена поддержка технологии Turbo Boost. В зависимости от модели процессора базовая частота и частота при разгоне могут различаться. Например, ее производительность в процессорах с низким энергопотреблением будет на 30% ниже средней. Вообще же она может работать на тактовой частоте от 350 до 1350 МГц.

    Тактовая частота тут ниже, чем в предыдущих варинтах, что дало возможность снизить энергопотребление. Так как микроархитектура графического ядра была изменена в лучшую сторону, то в Intel посчитали, что это не снизит ее производительность, которая и без того вполне достаточна.

    Графика Intel HD 4000 включает в себя 16 исполнительных блоков, или же унифицированных шейдеров, в то время как Intel HD 3000 могла похвастаться лишь 12-ю. Кроме того, есть поддержка OpenGL 3.1 и OpenCL 1.1 (последнего — силами шейдерных процессоров). Совокупность характеристик новой графики такова, что она практически сравнялась с весьма производительной разработкой от AMD — Llano. По уровню производительности HD 4000 находится на одном уровне с дискретной Nvidia GeForce GT 330M и превышает производительность встроенной Radeon HD 6620G (правда, только в паре с четырехъядерным процессором).

    Улучшилось и качество кодирования, вдвое увеличилась скорость видеокодирования. Кстати, аппаратный видеокодер может воспроизводить как минимум 16 видеопотоков, и все в высоком разрешении. Он также может воспроизводить контент сверхвысокого разрешения — 4096×2304.

    Впрочем, хоть мы и написали, что в новейшие игры на этой графике вряд ли удастся поиграть, однако некоторые на ней все же запустятся — если, конечно, они не слишком требовательны к графическим ресурсам. Игровая производительность у Intel HD 4000 на 50% выше, чем у 3000. Среди игр, в которые можно на ней играть — Left 4 Dead 2, DiRT 3, Street Fighter 4 и другие. Если вы запускали на Intel HD 4000 игры — пишите в комментариях, что на ней идет, а что — нет. Позже мы сделаем апдейт.

    Вот пока что краткая таблица (картинка увеличивается по клику):

    Также играбельны:
    Fifa 11 (2010)
    Battlefield: Bad Company 2 (2010)
    F.E.A.R. 2 (2009)
    Counter-Strike Source (2004)

    Появление операционной системы Windows 8 стало неким «двигателем прогресса» для огромного числа производителей компьютерной техники. Новая ОС, обладающая двумя типами управления (сенсорным и классическим), дала дополнительный толчок для создания устройств нового форм-фактора, объединяющих планшет и ноутбук. Мы уже познакомили вас с одним из представителей данного класса, а именно ноутбуком . В данном материале мы как можно детальней рассмотрим очередную новинку линейки «трансформеров», о которой вы наверняка уже слышали.

    Обзор ультрабука Impression X70.02

    Август этого года ознаменовался тем, что компания «Навигатор » представила публике свой первый ультрабук, который будет выпускаться под собственным брендом Impression Computer , а это, можно сказать, довольно значимое событие для отечественного IT-рынка. Ведь известно, что производство новинки, как и всех других устройств данной торговой марки, осуществляется на территории нашей страны.

    Модель Impression X70 позиционируется производителем как решение для корпоративного сегмента пользователей, что подчеркивается расширенной до 24 или 36 месяцев гарантией и поддержкой технологии Intel Anti-Theft с программным пакетом McAfee Anti-Theft для удаленной блокировки украденного устройства и защиты хранящейся на накопителе информации. При этом чуть ли не главной особенностью ультрабука, помимо компактных габаритов, присущих данному классу решений, является использование аккумулятора повышенной емкости - 7800 мА·ч.

    Обзор мини-компьютера GIGABYTE BRIX GB-XM12-3227

    Благодаря активному развитию компьютерной сферы и постоянным переходам на более технологичные и гораздо более энергоэффективные процессы создания комплектующих, среди которых наибольшую и наиважнейшую роль исполняют процессоры, производителям техники предоставляется возможность воплощения в реальность довольно необычных устройств, отличающихся максимально компактными габаритами при сохранении максимального количества возможностей. Именно это и стало решающим фактором в появлении такого класса настольных решений как мини-компьютеры, которые сейчас активно продвигаются не только компаниями-производителями, например, ZOTAC с ее моделью ZBOX nano XS , но и самой Intel в виде концептуального устройства NUC (Next Unit of Computer), оснащаемого «полноценными» процессорами линейки Intel Core.

    Не так давно к этим компаниям подключилась и тайваньская GIGABYTE, которая вывела на рынок серию очень компактных мини-компьютеров под лаконичным названием GIGABYTE BRIX, а сейчас занимается активным расширением модельного ряда этой линейки. На данный момент «кирпичики» доступны как в базовом варианте, так и в весьма уникальной версии со встроенным мини-проектором яркостью 75 люмен, способным отображать картинку размером от 7 до 85 дюймов по диагонали при разрешении 864 на 480 точек. В скором же времени должен появиться в продаже и игровой GIGABYTE BRIX II, способный, как утверждается, воспроизводить игры уровня Crysis 3. При этом важно отметить, что производитель отдает предпочтение не только решениям от Intel, но и ускоренным процессорам от AMD.

    В данном же материале более подробно остановимся на одной из моделей стартовой линейки, а именно на GIGABYTE BRIX (GB-XM12-3227) . Ее главной особенностью, несомненно, является невероятно компактный корпус, в который производителю удалось уместить энергоеффективный двухъядерный процессор Intel Core i3-3227U с интегрированной графикой Intel HD Graphics 4000. При этом выбор и установка оперативной памяти и накопителя отдано на усмотрение потребителя, что расширяет возможности по настройке конфигурации. Впрочем, в мини-компьютере не все так радостно и уже при первом знакомстве обнаруживается ряд нареканий.

    Обзор и тестирование ультрабука Lenovo ThinkPad T431s

    Яркий представитель ультрабуков Lenovo T-серии, в модельный ряд которой попадают устройства только премиум-класса. А это значит, что данная модель, по замыслу компании, является воплощением функциональности, высочайшего качества исполнения и стильного дизайна.

    С первого взгляда видно, что Lenovo ThinkPad T431s разрабатывался не просто как очередной «лэптоп» втиснутый в форм-фактор ультрабука, а как устройство со своим собственным, неповторимым обликом, о чем говорит его внешний вид и программно-аппаратные возможности. Усиленный карбоновый корпус, влагозащищенная клавиатура, расширенные средства безопасности - вот далеко не полный список отличительных особенностей этого ультрабука. Lenovo ThinkPad T431s производится в различных комплектациях, отличающихся, в первую очередь, моделями процессоров, а также объемом и типом накопителей. К нам на тестирование попал образец, работающий на основе Intel Core i5-3337U.

    Процессоры Intel Core i3 / Core i5 (Haswell) для встроенных систем появятся в четвертом квартале 2013 года

    Обзор и тестирование ультрабука-перевертыша Dell XPS 12

    Благодаря выпуску новейшей операционной системы от Microsoft, а именно Windows 8, достаточно сильно ориентированной на сенсорное управление, практически каждый из производителей представил свое видение новых устройств, которые бы одновременно предлагали одинаково удобный способ использования как в классическом режиме, так и в планшетном. Некоторые из них стали разрабатывать совершенно новые форм-факторы для устройств. Так, например, компания Lenovo представила ультрабук Lenovo Yoga с инновационной конструкцией петель дисплейного блока, раскрывающейся на 360°, тем самым преобразовывая ноутбук в планшет. Другие же компании решили пойти проверенным способом и использовать концепцию ноутбука с отсоединяющийся дисплеем, которую изначально разработала ASUS и на первых порах использовала для своих Android-планшетов.

    Компания Dell, не отставая от конкурентов, решила использовать свои ранние разработки, тем более, что одна из таких разработок уже использовалась для производства первого в своем роде ноутбука-перевертыша Dell Inspiron Duo с вращающимся вокруг своей оси 10" дисплеем. Оригинальная и весьма надежная конструкция вызвала достаточно большой интерес к устройству, однако особо популярным он не стал, ввиду небольшой диагонали и не очень удобной в сенсорном режиме Windows 7.

    Вторым же перевертышем стал ультрабук , который должен привлечь гораздо большее внимание общественности, ведь новинка не только выполнена в том же уникально-премиальном стиле, что Dell XPS 13 , но и оснащается превосходным Full HD дисплеем диагональю 12,5", отлично подходящим под сенсорный интерфейс Windows 8. Однако, как бы горько это не звучало, не обошлось без ложки дегтя. Какой именно, узнаем далее.

    Fujitsu LIFEBOOK E743 - надёжный и продуктивный ноутбук бизнес-класса

    Отмечается, что данное поколение графических процессоров компании Intel будет поддерживать ряд новых API (DirectX 11.1, OpenCL 1.2, OpenGL 3.2), будет обеспечивать улучшенную работу с контентом, позволит использовать мультиэкранные конфигурации и будет гарантировать поддержку интерфейса DisplayPort 1.2.

    Что же касается уровня производительности GPU Intel HD Graphics 4600, то компания Intel утверждает, что в классе серверных решений данный графический процессор может заменить дискретные видеокарты ценой до $150. Основанием для таких выводов стало сравнительное тестирование процессора Intel Xeon E3-1275 v3 (графическое ядро Intel HD Graphics 4600) с его предшественником Intel Xeon E3-1275 v2 (графическое ядро Intel HD Graphics 4000) и двумя дискретными видеокартами начального класса в бенчмарке SPECaps PTC Creo 2.0. Увеличение количества вычислительных блоков в модели Intel HD Graphics 4600 и оптимизация ее драйвера позволила новинке в трех из пяти тестовых наборов продемонстрировать высшие результаты чем неназванные бюджетные дискретные видеокарты. А отставание графического ядра предыдущего поколения от новинки по итогам тестирования составило в среднем 26%.

    Ультрабук Samsung Series 9 Premium Ultrabook стоит дешевле

    Приятная новость для всех, кто собирался приобрести ультрабук Samsung Series 9 Premium Ultrabook , но останавливала его изначальная рекомендованная стоимость в $1900, о которой объявили в конце прошлого месяца. Сегодня некоторые интернет-магазины принимают предварительные заказы на новинку по цене от $1350 за модель с твердотельным накопителем емкостью 128 ГБ

    Несмотря на немалую стоимость Samsung Series 9 Premium Ultrabook выглядит очень привлекательным приобретением. Ультрабук имеет в своем оснащении 13,3-дюймовый дисплей с разрешением 1920 х 1080 пикселей, защитным стеклом Gorilla Glass и подсветкой SuperBright, процессор Intel Core i7-3517U, 4 ГБ оперативной памяти, кард-ридер, стереодинамики SoundAlive HD Audio, модуль беспроводной связи Wi-Fi и широкий набор интерфейсов подключения. Заявленное время автономной работы – около 8 часов.

    Корпус ультрабука выполнен из алюминия, а его общий вес составляет 1150 г.

    Технические характеристики:

    Производитель

    Series 9 Premium Ultrabook

    (NP900X3E-A02US)

    Операционная система

    Windows 8 Pro (64 бит)

    Подсветка SuperBright (300 нит)

    Процессор

    Intel Core i7-3517U

    Intel HD Graphics 4000

    Оперативная память

    Расширение памяти

    SoundAlive HD Audio

    Веб-камера

    Беспроводное подключение

    Wi-Fi 802.11b/g/n

    Сетевой контроллер

    Интерфейсы подключения

    Кард-ридер

    3,5 мм аудио разъем для наушников и микрофона

    Автономность

    До 8 часов

    Дополнительно

    Клавиатура с подсветкой

    Алюминиевый корпус

    Сайт производителя

    Ультрабук ASUS ZENBOOK U500VZ-CN097H с сенсорным 15,6-дюймовым дисплеем

    Для всех желающих приобрести высокопроизводительный и элегантный ультрабук компания ASUS разработала и представила модель ASUS ZENBOOK U500VZ-CN097H. Эта 15,6-дюймовая новинка оснащается четырехядерным стандартным мобильным процессором Intel Core i7-3632QM , шестью гигабайтами оперативной памяти DDR3-1600 и гибридной дисковой подсистемой. Последняя состоит из SATA SSD-накопителя емкостью 128 ГБ и HDD-диска объемом 500 ГБ.

    Побеспокоились специалисты компании ASUS и о высоком качестве воспроизведения мультимедийного контента, укомплектовав мобильный компьютер ASUS ZENBOOK U500VZ-CN097H сенсорным Full HD IPS-дисплеем, мобильной видеокартой NVIDIA GeForce GT 650M и 2.1-канальной аудиоподсистемой Bang & Olufsen IcePower с поддержкой технологии Sonic Master. А для видео общения в новинке предусмотрена HD (720p) веб-камера с интегрированным микрофоном.

    В продажу новинка поступила с 8-элементной батареей и установленной операционной системой Windows 8. Ее ориентировочная цена составляет €1699. Сводная техническая спецификация ультрабука ASUS ZENBOOK U500VZ-CN097H представлена в следующей таблице:

    Сенсорный 15,6” Full HD IPS (1920 x 1080) с LED-подсвечиванием

    Операционная система

    Процессор

    Intel Core i7-3632QM (4 x 2,2 ГГц)

    Оперативная память

    6 ГБ SO-DIMM DDR3-1600 (максимум 8 ГБ)

    Накопитель

    128 ГБ SSD + 500 HDD (5400 об./мин.)

    Видеоподсистема

    Мобильная видеокарта NVIDIA GeForce GT 650M (2 ГБ GDDR5) + интегрированное графическое ядро Intel HD Graphics 4000

    Аудиоподсистема

    2.1-канальные динамики Bang & Olufsen IcePower с поддержкой Sonic Master, микрофон

    Сетевые интерфейсы

    Gigabit Ethernet, 802.11 b/g/n Wi-Fi, Bluetooth 4.0

    Внешние интерфейсы

    1 х Combo аудио выход

    Веб-камера

    Кард-ридер

    8-элементная литий-полимерная (70 Вт·час, 4750 мА·час)

    Время работы в автономном режиме

    РазмерыIntel Core i5-3230M , номинальная тактовая частота работы которого составляет 2,6 ГГц. Базовая конфигурация также включает 4/8 ГБ оперативной памяти и mSATA SSD-накопитель емкостью 128 ГБ. Опционально объем оперативной памяти можно увеличить до 16 ГБ, а вместо 128-гигабайтного mSATA-диска использовать 256-гигабайтную версию или гибридную конфигурацию с SSD и HDD-решений.

    Мультимедийные возможности ультрабука GIGABYTE U2442T реализованы на основе:

      сенсорного 14-дюймового HD-дисплея с поддержкой технологии Multi-Touch;

      мобильной видеокарты NVIDIA GeForce GT 730M, которая оснащена собственными 2 ГБ DDR3-памяти и поддерживает технологию NVIDIA Optimus;

      двух встроенных динамиков общей мощностью 4 Вт с поддержкой технологии THX TruStudio Pro;

      1,3-мегапиксельной веб-камеры со встроенным микрофоном.

    Отметим, что модель GIGABYTE U2442T также характеризуется поддержкой всех необходимых сетевых модулей и внешних интерфейсов, включая Gigabit Ethernet, Wi-Fi, Bluetooth, USB 3.0, HDMI и D-Sub. В продажу новинка поступит с установленной операционной системой семьи Windows 8.

    Более подробная техническая спецификация ультрабука GIGABYTE U2442T представлена в следующей таблице:

    Новые мобильные графические процессоры линейка NVIDIA GeForce 700M с поддержкой GPU Boost 2.0

    Компания NVIDIA представила расширенную линейку мобильных графических процессоров NVIDIA GeForce 700M. К уже существующим на рынке моделям NVIDIA GeForce 710M и Geforce GT 730M было добавлено пять новых решений: NVIDIA GeForce GT 720M, GeForce GT 735M, GeForce GT 740M, GeForce GT 745M и GeForce GT 750M. При этом первые два GPU ориентированы на использование в Mainstream-ноутбуках, а три других – в мобильных компьютерах класса Performance.

    Подробности технической спецификации новых мобильных GPU серии NVIDIA GeForce 700M официально не разглашаются. Известно лишь, что они созданы на основе микроархитектуры NVIDIA Kepler и характеризуются поддержкой:

      внутренней шины PCI Express 3.0 (за исключением модели NVIDIA GeForce GT 720M, которая привязана к стандарту PCI Express 2.0);

      видеопамяти стандарта DDR3 (все модели) или опциональной GDDR5 (лишь NVIDIA GeForce GT 740M, GeForce GT 745M и GeForce GT 750M)

      технологии NVIDIA GPU Boost 2.0 для автоматического повышения максимальной тактовой частоты при увеличении уровня нагрузки;

      технологии NVIDIA Optimus, которая позволяет системе автоматически избирать источник для обработки видеоданных (мобильную видеокарту или интегрированное в процессор графическое ядро), учитывая уровень текущего нагрузки и заряд батареи;

      инструкций OpenGL 4.3, OpenCL 1.2, DirectX 11;

      технологий Blu-Ray 3D, 3D Vision, FXAA.

    Относительный уровень производительности новых графических процессоров серии NVIDIA GeForce 700M в сравнении с графическим ядром Intel HD Graphics 4000 в бенчмарке Crysis 2

    
    Top